Дипломы в форме стартапов: в интересах революции
Заместитель главы Минэкономразвития РФ Савва Шипов в интервью ТАСС в марте 2019-го года сообщил, что в этом году планируется выделить пятьсот грантов для поддержки пятиста проектов. Среди них предполагаются выпускные работы студентов и молодых исследователей. Министр также рассказал, что в этом году планируется внедрение сетевых программ массового обучения студентов и школьников бизнесу и предпринимательской деятельности.
«Цифровая экономика»: фэнтези на грани реальности
Федеральная программа, позволяющая студентам сдавать выпускные квалификационные работы в форме стартапа, носит название «Цифровая экономика». Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Университет ИТМО в Санкт-Петербурге начали принимать дипломные «стартапы» юных предпринимателей одними из первых. В РЭУ им. Г. В. Плеханова среди представленных к защите бизнес-проектов стали – магазин оптовых продаж фруктов и овощей, антикафе, университет робототехники и детский лагерь «фэнтези». В прошлом году в программе приняли участие более семидесяти ВУЗов страны. Среди них и Томский Политехнический Университет (ТПУ), где в гармоничном симбиозе со студентами работают специалисты Школы инженерного предпринимательства.
Среди выпускников «стартаповцев» доминируют представители ИТ-направления, экономической и технологической сфер. Министерство образования и науки сообщило также, что стартапы в качестве дипломных работ успешно принимаются на кафедре технологического предпринимательства в Московском Физико-Техническом Институте (МФТИ). Элементы стартапов проскальзывают в выпускных работах студентов управленцев, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования.
А судьи кто?
Идея сдачи стартапа в качестве дипломной работы весьма революционна и имеет ряд неоспоримых трудностей реализации в РФ. В первую очередь, для оценки и осуществления подобной работы в ВУЗах требуется совместная работа специалистов в сфере развития бизнес-технологий и преподавателей. Студенты реализуют свои творческие проекты успешно лишь в случае применения междисциплинарного научного подхода.
Евгений Зайцев, фаундер и генеральный партнер венчурной компании Helix Ventures (Калифорния), прокомментировал ситуацию на конференции “Диалог Форт Росс – встречи в России”, состоявшейся в июне в Вологде. Он отметил, что главной целью такой образовательной реформы выступает обучение молодых предпринимателей, а не создание инноваций. Ведь подобные стартапы рождаются в головах студентов спонтанно, и эти озарения – не только для защиты дипломной работы.
Советник директора ФРИИ (Фонда Развития Интернет Инициатив) Дарья Харченко выразила свою обеспокоенность возможностью исключительно формальных изменений параметров сдачи диплома. Советник считает, что необходимы принципиально новые критерии оценки дипломных работ, требующие от студента глубокой проработки бизнес-гипотезы и знания инструментов продвижения бизнеса.